В этом году практически всё Черепетское водохранилище покрылось льдом – и это впервые на моей памяти.
Всё, о чем будет написано ниже, повторять не стоит – ни сегодня, ни завтра, ни, тем более, через месяц.
Начну, пожалуй, с небольшого отступления в виде рассказа о технике безопасности на льду. Да, это совсем не интересно, но знать это обязаны все.
Прочность льда зависит от толщины, температуры воздуха, конкретных условий водоема. Внимание! На Черепетском водохранилище действуют течения, которые подмывают лёд снизу. Происходит это совершенно непредсказуемо: если вчера вы прошли по льду над руслом с течением вдвоём, то на следующий день он может не выдержать и одного человека.
При температуре 0 градусов прочность льда в 10-12 раз слабее, чем при температуре минус 5 градусов. Лед толщиной в 5 сантиметров выдерживает нагрузку одного человека, 8 сантиметров — двух рядом стоящих людей, 12 сантиметров – семерых стоящих рядом людей.
Особенно опасен осенний и весенний лед, он в несколько раз слабее зимнего. По льду нужно ходить осторожно, обходить все подозрительные места. При движении по льду группой нужно соблюдать дистанцию между идущими в 5-6 метров, не спешить и не скапливаться большими группами в одном месте.
Обязательно необходимо хотя бы на глаз просматривать структуру льда: пористый лед с пузырьками воздуха очень ненадежен, самым крепким считается прозрачный лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок.
В случае потрескивания льда следует вернуться назад тем же путем, делая скользящие движения ногами, не отрывая их от поверхности льда.
Итак, в самом конце января мы отправились в запланированный поход на Черепетское водохранилище. Как я уже говорил, в этом году оно замерзло практически полностью. Произошло это по причине перехода электростанции с прямоточного охлаждения на градирни. Насос, создающий циркуляцию воды в водохранилище, периодически включается – чтобы окончательно не заморозить рыбхоз и насытить воду кислородом, но этого мало. Для понимания, в день съемок температура воздуха была –8 градусов по цельсию, а вот это снималось там же, но в 2015 году при температуре –22 градуса и работающих циркуляционных насосах.
На прошедшей 9 февраля пресс-конференции директор ГРЭС О. Савельев сказал, что проблема с переохлаждением водохранилища отпадет сама собой в 2019 году, когда станция перейдет с градирен опять на прямоточное охлаждение. Тогда и рыбхоз заработает в оптимальных условиях, к каким привык за все время существования. Да, сегодня работу рыбхоза можно назвать экстремальной именно из-за замерзания водохранилища зимой.
Сначала ходить по льду водохранилища было, честно сказать, стрёмно. Все время прислушивался, присматривался и чего-то ждал, но все прошло хорошо. Хотя в некоторых местах лед немного «играл» под весом двух человек. Мы перешли на остров возле второй дамбы, немного прогулялись по острову и, подумав, отправились по льду к Красному мосту, от которого вдоль берега дошли до старого депо и закончили на станции Збродово.
Было очень интересно посмотреть на торчащие из воды трубы с прибитыми табличками (я почему-то считал, что остатки каких-то деревянных столбов, совершенно не задумываясь, что за прошедшее время от них давно ничего бы уже не осталось). На табличках остались предупреждающие надписи, но разобрать, что там было написано уже невозможно.
Быки… Бетонные опоры, назначение которых остается покрыто мраком. Возможно они от старого железнодорожного моста, возможно – это еще что-то. Всегда мечтал посмотреть вблизи на эти сооружения, но никак не получалось. Обошли их со всех сторон.
На станции Збродово было несколько зданий для железнодорожников. Одно, двухэтажное и с интересной архитектурой, выделяется на фоне остальных. Здесь жили семьи работников железной дороги, в одну из квартир в этом доме я ходил к родственникам очень и очень давно. Теперь это здание глазеет на мир разбитыми окнами, один подъезд практически полностью разобран, а вот в одной из квартир второго даже горел свет.
Вот такая получилась прогулка, по времени она заняла что-то около 5 часов, по расстоянию – что-то около 15 км.