Тула-Лихвинская узкоколейка

1 звёзд2 звёздов3 звёздов4 звёздов5 звёздовОценка: 4,00 ( голосов: 4)
Загрузка...

Про Тула-Лихвинскую узкоколейную железную дорогу не писал только ленивый… Проходила она по территории нашего района, и места, где пролегал ее маршрут, еще видны — и на спутниковых снимках, и так, невооруженным глазом. Именно по этим местам в Суворовском районе я ездил на велосипеде половину июня.

На территории современного Суворовского района еще в XIX начали добывать железную руду, залежи которой находили в с. Кипеть, Ханино, г. Лихвине, д. Беляево, п.Черепети, с.Марково, д. Овсянниково, д.Клевцово. Самым большим оказалось Клевцово-Колонтаевское месторождение, разработки которого начались в XX веке. В 1904-1906 годах здесь добывалось около 40 тонн руды в год, которую поставляли на местные Ханинский и Богдановский чугунолитейные заводы.

Железо необходимо было доставлять в Тулу, но в то время развитой дорожной сети в районе не имелось. И это – одна из причин строительства Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги, строительство которой началось в 1899 году, и велось Московским Обществом подъездных путей.

Тула-Лихвинская узкоколейка

Тула-Лихвинская узкоколейка на карте генштаба

В то время Лихвин, ныне Чекалин, был частью Калужской губернии. Так что узкоколейная ветка соединяла две губернии.

Строительство Тула-Лихвинской узкоколейки закончили за 6 лет – в феврале 1905 года дорога была полностью готова. В этом же году, но в декабре (25 числа) на Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороге было запущено регулярное движение.

Расписание движения поездов 1911-1912 г.г.

Расписание движения поездов 1911-1912 г.г.

На линии в то время работали около 30 паровозов. Кроме различных грузов, а это и лес, и сельхозпродукция, дорога служила и для пассажирского сообщения. Протяженность маршрута Тула-Лихвин – 105 км. Средняя скорость движения состава – 25 км в час.

Станция Ханино, 1908 год

Станция Ханино, 1908 год

На некоторых участках, после ввода в эксплуатацию новых локомотивов и капитального ремонта путей, разрешенная скорость была увеличена до 40 км в час, но участка Ханино-Лихвин тогда уже не существовало.

Станция Ханино, 1908 год

Станция Ханино, 1908 год

В 1919 году во время гражданской войны от станции Суворово к Северо-Ватцевскому лесничеству была проложена ветка длинной примерно 10 км для подвозки дров. В дальнейшем это топливо транспортировалось по узкоколейке в Тулу и далее в центральные регионы России.

Здание станции Тула-Лихвинская в Туле

Здание станции Тула-Лихвинская в Туле

В 1931 году началось строительство железной дороги широкой колеи от Тулы до Сухиничей, через Козельск, которая улучшала связь с глубинными районами Тульской области. Была еще одна причина — узкоколейная Тула-Лихвинская дорога уже не обеспечивала растущий объем перевозок. Но она сыграла неоценимую роль в постройке новой линии:  именно по ней доставлялись все необходимые для строительства материалы. Так уж сложилось, что основной маршрут широкой колеи пролегал практически параллельно и совсем рядом с узкой колеей. Поэтому после строительства участок дороги от Лихвина до Ханино был ликвидирован.

В 1943 году конечной станцией стала станция Ханино и оставалась ею до 1966 года, когда закрыли очередной участок дороги от Ханино до Дубны. Станция Дубна оставалась конечной до конца 1969 года, а с 1970 года конечной стала станция Труфаново.

1957 год. Локомотив ТУ-002 в Туле на узкоколейных путях

1957 год. Локомотив ТУЗ-002 в Туле на узкоколейных путях

Узкоколейная железная дорога просуществовала еще до 1996 года – в этот год движение по Тула-Лихвинской железной дороге было закрыто. Через два года местное население стало разворовывать рельсы, а в 1999 году остатки линии были полностью разобраны. В 2000 году вышел приказ МПС о ликвидации Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги и уничтожению всей ее инфраструктуры. В 2000 году два локомотива Ту2-236 и Ту2-033, а также несколько вагонов были отправлены на детские железные дороги в Екатеринбург и Новомосковск. Остальное было порезано на металлолом.

Рельс от узкоколейки

Рельс от узкоколейки

Сейчас от узкоколейки осталась только насыпь, в некоторых местах хорошо видимая и совершенно незаметная в других. Станция Ханино (вот у меня почему-то сложилось впечатление, что Ст.Ханино – это не Старое Ханино, а именно Станция Ханино: со временем потеряв станцию, сокращение «ст.» переродилось в «старое») находится практически на остановке общественного автобуса по пути в Ханино.

Сохранились остатки железнодорожного моста в Марково. Красота там – слов нет.

2014_06_010.jpg

Можно разглядеть остатки насыпи сразу же за городом Суворовом после коллективных садов. Здесь же есть и остатки небольшого мостика через ручей.

2014_06_043.jpg

Очень хорошо заметны остатки моста на 81 км дороги – в поселке Черепеть. Кстати, рекомендую туда съездить – вид шикарный.

2014_06_062.jpg

 От станции Лихвин, которая находилась в двух километрах от города, ничего не осталось: фундамент от зданий просматривается с трудом, он уже начинает зарастать.

2014_06_077.jpg

Энтузиасты в Туле мечтают восстановить часть Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги, конечно, не до Лихвина (Чекалина), но все равно это будет круто.

Более подробно изучить материалы по Тула-Лихвинской УЖД можно, пожалуй, на самом полном сайте, посвященном этой дороге.

Есть и группа Вконтакте, где есть две части небольших документальных видеофильмов.

Все фотографии сделаны в июне 2014 года. В подписи к фото — информация о месте съемки.

01_Ханино, 1908 г.jpg02_Ханино, 1908 г.jpg1_tlih_karta05.jpgtlih_karta02.jpgtlih_rasp1911-12.jpgtlih_rasp1928.jpg2014_06_001.jpg2014_06_002.jpg2014_06_003.jpg2014_06_004.jpg2014_06_005.jpg2014_06_006.jpg2014_06_007.jpg2014_06_008.jpg2014_06_009.jpg2014_06_010.jpg2014_06_011.jpg2014_06_012.jpg2014_06_013.jpg2014_06_014.jpg2014_06_015.jpg2014_06_016.jpg2014_06_017.jpg2014_06_018.jpg2014_06_019.jpg2014_06_020.jpg2014_06_021.jpg2014_06_022.jpg2014_06_023.jpg2014_06_024.jpg2014_06_025.jpg2014_06_026.jpg2014_06_027.jpg2014_06_028.jpg2014_06_029.jpg2014_06_030.jpg2014_06_031.jpg2014_06_032.jpg2014_06_033.jpg2014_06_034.jpg2014_06_035.jpg2014_06_036.jpg2014_06_037.jpg2014_06_038.jpg2014_06_039.jpg2014_06_040.jpg2014_6_040-1.jpg2014_06_041.jpg2014_06_042.jpg2014_06_043.jpg2014_06_044.jpg2014_06_045.jpg2014_06_046.jpg2014_06_047.jpg2014_06_048.jpg2014_06_049.jpg2014_06_050.jpg2014_06_051.jpg2014_06_052.jpg2014_06_053.jpg2014_06_054.jpg2014_06_055.jpg2014_06_056.jpg2014_06_057.jpg2014_06_058.jpg2014_06_059.jpg2014_06_060.jpg2014_06_061.jpg2014_06_062.jpg2014_06_063.jpg2014_06_064.jpg2014_06_065.jpg2014_06_066.jpg2014_06_067.jpg2014_06_068.jpg2014_06_069.jpg2014_06_070.jpg2014_06_071.jpg2014_06_072.jpg2014_06_073.jpg2014_06_074.jpg2014_06_075.jpg2014_06_076.jpg2014_06_077.jpg2014_06_078.jpg2014_06_079.jpg2014_06_080.jpg2014_06_081.jpg2014_06_082.jpg2014_06_083.jpg

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Тула-Лихвинская узкоколейка”

  1. Ящер:

    Супер!!!

  2. Леонид:

    остатки нашей истории.

  3. Сергей:

    Спасибо большое!!!!!
    Интересно в той группе, которая хочет восстановить часть дороги есть меценаты из РЖД????))))

  4. Алексей:

    Описание ст. Лихвин немного не верно. Пути проходили немного левее, а то что видно где заканчивались пути, то это был паровозный сарай на два стойла. Мы там в свое время рельс родной выкопали, и арматура там торчит.
    Вокзал станции находился ранее этого места, метров в 70.А то что Вы приняли за остатки вокзала, это пакгаузы. Там еще ближе к автодороге был дом начальника станции, но его распахали.

  5. Руслан:

    В 1993-94 гг., летом, катался по этой ж/д из Тулы в Труфаново, на дачу. Женщины ехали в вагонах, мужчины на — крыше, куда вела лесенка с торца вагона. На крыше ездили без билета. Крыша была тёплой, на ней можно было растянуться, и, положив под голову рюкзак, закурить и наслаждаться природой. Это напоминало аттракцион. Поезд был невысок и неширок, в 5 вагонов, шёл медленно, покачиваясь, ~20 км/ч. Местами рельсы проходили через лес. Там разросшиеся деревья так близко подходили к узкому одноколейному пути, нависая над ним, что их сросшиеся верхушки образовывали зелёный тоннель. Это было незабываемо!

Оставить комментарий