Времени что-то писать и куда-то ехать совершенно нет. Ехать на велосипеде нет возможности еще и по причине временной поломки транспорта. Наш город настолько богат спортивными магазинами, что нужную деталь проще найти в Туле или в Калуге. Но туда нужно ехать. А на это нет времени…
Единственное, что успеваю сделать каждый день — отправить СМС с текстом 65 65 65 на короткий номер 1880, тем самым голосуя за одно из национальных достояний Тульской области — Богородицкий дом-музей. 3 с половиной рубля за СМС мне погоды не сделают, а рейтинг дворца повысят. А нужно для того, чтобы наша область заняла как можно более высокое место в мультимедийном проекте-конкурсе «Россия 10». Ознакомиться с проектом можно ТУТ.
Итак, Богородицкий дворец – бывшая усадьба графа Алексея Григорьевича Бобринского. Буков много, но оно того стоит. Информация честно скопипащена с сайта «Бренды Тулы» (http://btula.ru/fullbrend_10.html) и Сайта семейного творчества К. Вихляева и Ю. Арбатской (http://www.kajuta.net/node/2119)
Род Бобринских пошел, как утверждают историки, от внебрачного сына графа Григория Орлова и Екатерины II. За несколько месяцев до своего восхождения на престол, а именно 11 апреля 1762 г., Екатерина родила мальчика. Ребенок был назван Алексеем в честь дяди и крестного отца Григория – графа Алексея Орлова, а отчество получил от отца. По легенде, фамилию Бобринский он получил потому, что сразу после родов его укутали в бобровую шубу и увезли поскорее за город, чтоб успеть скрыть плод измены от глаз супруга, императора Петра III. По другой версии, фамилия происходит от названия имения Бобрики Тульской губернии, подаренного новорожденному Екатериной в 1763 году. В 1781 году императрица возвела Алексея Григорьевича Бобринского во дворянство и пожаловала герб, на котором начертаны слова «Богу слава, Жизнь тебе», которые, якобы, она произнесла после родов.
В 1763 году Богородицк становится собственной волостью императрицы Екатерины Великой. Императорская усадьба начала строиться на месте развалившейся Богородицкой крепости, сооруженной еще в 1660 годах XVII века, по проекту начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова. Заказчицей загородного ансамбля выступила сама Екатерина Великая.
Летом 1773 года был заложен первый камень в основание Богородицкого дворца. Дворец эффектно расположили на холме над запруженной рекой Упертой. Он представлял собой двухэтажное здание на высоком цокольном этаже, украшенное легким бельведером. Западный фасад дворца по центру имел полукруглый выступ, определивший форму овальных залов внутри здания. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа. Весной 1774 года по проекту И.Е.Старова рядом со зданием дворца закладывается усадебная Казанская церковь. Хотя церковь была небольших размеров и представляла собой однокупольный храм, она производила впечатление монументального сооружения. Отлично подобранные пропорции храма придавали ему весомую значимость и торжественную монументальность.
До 1821 года Казанская церковь была соборной, и в 1901 году в ней венчались Ю.А.Бобринская с князем Г.В.Львовым, будущим Председателем Совета Министров Временного правительства.
В композиционную группу ансамбля зодчий включил многоярусную башню-колокольню в стиле барокко петровской эпохи, которая была построена по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII столетия. Башня замыкала главную березовую аллею, протяженностью около полверсты, которая служила парадным подъездным путем к ансамблю. Одновременно башня служила парадными воротами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви.
В 1776 году управляющим в богородицкую усадьбу был назначен А.Т.Болотов — один из основоположников русской агрономической науки, писатель, энциклопедист. Он оправил классическую архитектуру дворца великолепным пейзажным парком, считавшимся «чудом здешних мест». Под влиянием Болотова стали сажать сады возле своих домов и городские обыватели. Парк был создан практически на голом месте. Два водных источника в двух верстах от имения, поднятые на должную высоту, обеспечили непрерывную подачу воды и создали возможность устройства «украсительных» прудов и водопадов.
Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными затеями, на которые Андрей Тимофеевич был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была улитка — тип широко распространенных в ту пору водяных забав. Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место.
В послереволюционные годы были вырублены ценные уникальные деревья, загрязнились пруды, и были разломаны изящные мостики, варварски уродовались дорожки, “парк стал доступен всякому животному”.
В ночь с 11 на 12 декабря 1941 года при отступлении гитлеровские войска полностью разрушили здание дворца и превратили его в руины. 1 июля 1967 года было принято решение о восстановление “графских развалин”.
А в 1975 году в возрождаемом дворце был основан Богородицкий дворец-музей, который 16 октября 1988 года распахнул свои двери для посетителей. Лучшую часть экспозиции музея представляют произведения прикладного искусства XVIII начала XIX веков, скульптура, прижизненные издания Болотова, копии с его акварелей с видами былых парковых диковин. Реставрация и точное воспроизведение дворцово-паркового комплекса усадьбы Бобринских не представляется возможным, так как нельзя составить полную и целостную картину облика ансамбля по скупым и разрозненным высказываниям А.Т.Болотова и единственному сохранившемуся чертежу И.Е.Старова. В силу этих причин невозможно составить общего представления о первоначальных интерьерах, утраченных в начале XIX века во время опустошительных пожаров. Однако по инициативе общественности города, силами энтузиастов было восстановлено из руин главное украшение – дворец.
Постепенно Богородицкая усадьба приобрела свой прежний облик. Снова белокаменный дворец величаво возвышается над городом. Его строгий силуэт и высокая башня-колокольня видны с каждой из пяти лучевых улиц, которые как бы сами направляют к усадьбе. В настоящее время 14 залов дворца открыты для посетителей. В залах музея проводятся художественные выставки, концерты камерной музыки, работает детская художественная школа. Проходит регистрация браков. Казанская церковь теперь открыта для прихожан. В ней тоже ведутся реставрационные работы.
Вот-вот, давно хочу туда съездить. Думаю, там будет мне интересно