Про Тула-Лихвинскую узкоколейную железную дорогу не писал только ленивый… Проходила она по территории нашего района, и места, где пролегал ее маршрут, еще видны — и на спутниковых снимках, и так, невооруженным глазом. Именно по этим местам в Суворовском районе я ездил на велосипеде половину июня.
На территории современного Суворовского района еще в XIX начали добывать железную руду, залежи которой находили в с. Кипеть, Ханино, г. Лихвине, д. Беляево, п.Черепети, с.Марково, д. Овсянниково, д.Клевцово. Самым большим оказалось Клевцово-Колонтаевское месторождение, разработки которого начались в XX веке. В 1904-1906 годах здесь добывалось около 40 тонн руды в год, которую поставляли на местные Ханинский и Богдановский чугунолитейные заводы.
Железо необходимо было доставлять в Тулу, но в то время развитой дорожной сети в районе не имелось. И это – одна из причин строительства Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги, строительство которой началось в 1899 году, и велось Московским Обществом подъездных путей.
В то время Лихвин, ныне Чекалин, был частью Калужской губернии. Так что узкоколейная ветка соединяла две губернии.
Строительство Тула-Лихвинской узкоколейки закончили за 6 лет – в феврале 1905 года дорога была полностью готова. В этом же году, но в декабре (25 числа) на Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороге было запущено регулярное движение.
На линии в то время работали около 30 паровозов. Кроме различных грузов, а это и лес, и сельхозпродукция, дорога служила и для пассажирского сообщения. Протяженность маршрута Тула-Лихвин – 105 км. Средняя скорость движения состава – 25 км в час.
На некоторых участках, после ввода в эксплуатацию новых локомотивов и капитального ремонта путей, разрешенная скорость была увеличена до 40 км в час, но участка Ханино-Лихвин тогда уже не существовало.
В 1919 году во время гражданской войны от станции Суворово к Северо-Ватцевскому лесничеству была проложена ветка длинной примерно 10 км для подвозки дров. В дальнейшем это топливо транспортировалось по узкоколейке в Тулу и далее в центральные регионы России.
В 1931 году началось строительство железной дороги широкой колеи от Тулы до Сухиничей, через Козельск, которая улучшала связь с глубинными районами Тульской области. Была еще одна причина — узкоколейная Тула-Лихвинская дорога уже не обеспечивала растущий объем перевозок. Но она сыграла неоценимую роль в постройке новой линии: именно по ней доставлялись все необходимые для строительства материалы. Так уж сложилось, что основной маршрут широкой колеи пролегал практически параллельно и совсем рядом с узкой колеей. Поэтому после строительства участок дороги от Лихвина до Ханино был ликвидирован.
В 1943 году конечной станцией стала станция Ханино и оставалась ею до 1966 года, когда закрыли очередной участок дороги от Ханино до Дубны. Станция Дубна оставалась конечной до конца 1969 года, а с 1970 года конечной стала станция Труфаново.
Узкоколейная железная дорога просуществовала еще до 1996 года – в этот год движение по Тула-Лихвинской железной дороге было закрыто. Через два года местное население стало разворовывать рельсы, а в 1999 году остатки линии были полностью разобраны. В 2000 году вышел приказ МПС о ликвидации Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги и уничтожению всей ее инфраструктуры. В 2000 году два локомотива Ту2-236 и Ту2-033, а также несколько вагонов были отправлены на детские железные дороги в Екатеринбург и Новомосковск. Остальное было порезано на металлолом.
Сейчас от узкоколейки осталась только насыпь, в некоторых местах хорошо видимая и совершенно незаметная в других. Станция Ханино (вот у меня почему-то сложилось впечатление, что Ст.Ханино – это не Старое Ханино, а именно Станция Ханино: со временем потеряв станцию, сокращение «ст.» переродилось в «старое») находится практически на остановке общественного автобуса по пути в Ханино.
Сохранились остатки железнодорожного моста в Марково. Красота там – слов нет.
Можно разглядеть остатки насыпи сразу же за городом Суворовом после коллективных садов. Здесь же есть и остатки небольшого мостика через ручей.
Очень хорошо заметны остатки моста на 81 км дороги – в поселке Черепеть. Кстати, рекомендую туда съездить – вид шикарный.
От станции Лихвин, которая находилась в двух километрах от города, ничего не осталось: фундамент от зданий просматривается с трудом, он уже начинает зарастать.
Энтузиасты в Туле мечтают восстановить часть Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги, конечно, не до Лихвина (Чекалина), но все равно это будет круто.
Более подробно изучить материалы по Тула-Лихвинской УЖД можно, пожалуй, на самом полном сайте, посвященном этой дороге.
Есть и группа Вконтакте, где есть две части небольших документальных видеофильмов.
Все фотографии сделаны в июне 2014 года. В подписи к фото — информация о месте съемки.
Супер!!!
остатки нашей истории.
Спасибо большое!!!!!
Интересно в той группе, которая хочет восстановить часть дороги есть меценаты из РЖД????))))
Как я понял, там есть энтузиасты, которые сделали расчет восстановления части узкоколлейки в качестве туристического маршрута с возможным ответвлением от исторического маршрута. Вот тут есть инфа: http://www.pryaniki.org/view/article/1012972/
Описание ст. Лихвин немного не верно. Пути проходили немного левее, а то что видно где заканчивались пути, то это был паровозный сарай на два стойла. Мы там в свое время рельс родной выкопали, и арматура там торчит.
Вокзал станции находился ранее этого места, метров в 70.А то что Вы приняли за остатки вокзала, это пакгаузы. Там еще ближе к автодороге был дом начальника станции, но его распахали.
Спасибо за информацию!
В 1993-94 гг., летом, катался по этой ж/д из Тулы в Труфаново, на дачу. Женщины ехали в вагонах, мужчины на — крыше, куда вела лесенка с торца вагона. На крыше ездили без билета. Крыша была тёплой, на ней можно было растянуться, и, положив под голову рюкзак, закурить и наслаждаться природой. Это напоминало аттракцион. Поезд был невысок и неширок, в 5 вагонов, шёл медленно, покачиваясь, ~20 км/ч. Местами рельсы проходили через лес. Там разросшиеся деревья так близко подходили к узкому одноколейному пути, нависая над ним, что их сросшиеся верхушки образовывали зелёный тоннель. Это было незабываемо!
А что же здания вокзала в Ханино не сфотографировали ? Оно ведь живо.
Hеllo!
Реrhaps my mesѕagе іѕ tоo ѕреcіfіc.
Вut mу oldеr siѕtеr found а wondеrful man hеre and they have a great rеlatiоnѕhip, but whаt аbout mе?
Ι am 26 yеarѕ old, Αnna, from thе Czech Reрubliс, knоw English languаgе аlsо
Αnd… better to saу іt іmmedіаtеlу. Ι am bіseхuаl. I аm not ϳeаlouѕ of anоther woman… eѕpeciаllу іf we mаkе lovе tоgеthеr.
Аh уеѕ, I coоk very tаstуǃ and Ι lоve not only cооk ;))
Im rеal gіrl and loоkіng for seriоus аnd hоt relаtіonship…
Аnywау, уou саn fіnd mу рrofilе here: http://gg.gg/18ysy4